Недавние драматические события в Казахстане надолго приковали внимание политиков, военных, спецслужб и общественности. До сих пор возникает вопрос: что это было? «Цветная революция»? Масштабный теракт? Попытка госпереворота? «Разборка» между правящими кланами? Президент российской секции Международной полицейской ассоциации генерал-лейтенант, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России Юрий Жданов проанализировал версии подоплеки событий в Казахстане.
– Так что же послужило причиной трагических событий в спокойной и стабильной, казалось бы, стране?
– Как оказалась, страна была не такой уж и стабильной, если стал возможен подобный всплеск насилия. А произошло там сразу все – и террористическая атака, и попытка «цветной революции», что обязательно влечет за собой смену власти. А главная причина всего этого – да, «разборка» между кланами, элитами, которые не гнушались помощью и западных стран, и радикальных исламистов.
Повод же для вспышки насилия мог быть любым. Хотя в этот раз им нельзя отказать в остроумии: иностранные террористы вторглись в Казахстан, чтобы вдвое снизить для местного населения цены на газ. Воины-освободители, народные мстители. Чувствуете руку мастера, скажем, ЦРУ?
– Значит, заговор. Есть версии?
– Их озвучено, в том числе СМИ, несколько. Некоторые из них можно отмести сразу. Например, Токаев решил избавиться от опеки Назарбаева. Это просто глупо — устраивать апокалипсис у себя в республике, имея всю полноту власти. Или же, наоборот, — Назарбаев решил избавиться от Токаева. И крушить для этого памятники самому себе с криками «старик, уходи»? Тоже не укладывается в логику.
Отпадает и «китайский след». Зачем так «погромно», когда влияние КНР никуда не уйдёт при любом раскладе политических сил?
Так же и «российский след». Нам не хватало только казахской революции в условиях предвоенной ситуации на границе с Украиной.
«Афганский след» – уже теплее. Он, в принципе, может проявиться в любой среднеазиатской республике. Но Казахстан явно не является приоритетом в экспансии талибов («Талибан» – запрещенная в РФ террористическая организация). Хотя президент Токаев и заявил, что события последних дней в Казахстане стали результатом нападения подготовленных бандитов и террористов, как местных, так и иностранных.
— Кстати, а как вы относитесь к численности этих бандитов, которую озвучил Токаев? Он утверждает, что только на Алма-Ату напали 20 тысяч террористов.
– Наверное, это, все-таки, преувеличение. По оценкам ЦРУ, 20-30 тысяч человек — это численность всех боевиков «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация) на момент, когда группировка контролировала максимальное количество территорий в Сирии и Ираке в 2014 году. Да и нет сейчас в Казахстане мощных центров религиозного экстремизма. И неважно, что некоторые граждане страны в 2014-2018 годах вступали в ряды боевиков ИГ и отправлялись в Сирию. Их число было невелико. Те, кто вернулся в Казахстан, попадали под суд, многие их них сейчас находятся в тюрьме.
Да, в первой половине 2010-х радикальные исламисты в Казахстане провели несколько вылазок. Но группы боевиков, вступивших в открытое противостояние с властями, были небольшими.
В общем, иностранные боевики, участвовавшие в погромах, служили лишь «пушечным мясом».
– Кто, по вашему мнению, был кукловодом?
– Можно рассмотреть несколько кандидатур на эту «почетную» роль. Заметьте, что казахстанские спецслужбы и военные как-то вяло отреагировали на мятеж. Более того, захват аэропорта, нападения на здания, в том числе на военные объекты, грабежи — все это не могло произойти в таких масштабах без участия спецслужб.
Вот примеры. Очевидцы утверждают, что ни в одном городе никаких мародеров не было. Только в Алма-Ате. Почему? Для того, чтобы создать нужную картинку. Так, был сожжен офис «Нур Отан». Но вот странность — там никто не пострадал, чиновников оттуда эвакуировали заранее и дали офису возможность полностью выгореть. Та же картина наблюдалась в Генеральной прокуратуре. Это здание находится за акиматом. Но и там удивительным образом для провокаторов тоже открыт доступ, эвакуированы сотрудники.
И главное — КНБ и аэропорт. Здание КНБ – это очень хорошо укрепленный объект, оно окружено шестиметровым забором, по сути – крепость. А его какие-то мародеры берут за считанные минуты…
А за 40 минут до нападения на аэропорт Алма-Аты по команде КНБ там полностью убрали оцепление и охрану. Ну и какие выводы можно сделать?
– Вы считаете, что в заговоре участвовало руководство Комитета национальной безопасности Казахстана?
– Это не только я так считаю, а и руководство Казахстана. Теперь уже бывший глава КНБ генерал-лейтенант национальной безопасности Карим Масимов, отправлен в отставку президентом Токаевым после того, как власти потеряли контроль над Алма-Атой. Он заподозрен в государственной измене и задержан.
Напомню, Масимов — один из самых влиятельных политиков в последние годы правления первого президента Нурсултана Назарбаева. До назначения на пост председателя КНБ он в разные годы дважды был премьер-министром Казахстана и руководителем Администрации президента, секретарём Совета безопасности, министром экономики и министром транспорта. По некоторым данным, Карим Масимов контролирует ряд крупных казахских СМИ.
Назначение Масимова на пост руководителя КНБ ещё при первом президенте многие в республике оценили как перемещение на должность, которая будет контролировать весь ход транзита высшей власти в республике. Действительно, это – должность, которая позволяет Масимову иметь гигантский объём компромата на всю казахстанскую элиту. Кроме того, он всегда был «за спиной» у первого президента. Что важно, Масимова давно именовали «главным казначеем» Назарбаева, якобы курировавшим отмывание и вывод на офшорные счета миллиардов Семьи. По степени влияния он был вторым человеком после президента в стране.
Арестованы, по слухам, ещё немало силовиков, которые фактически не подчинялись распоряжениям Токаева, целиком ориентируясь на Семью и Масимова.
– И все же, какой смысл Масимову идти на организацию мятежа? Он же и так имел огромную власть в республике?
– Видимо, он хотел власти абсолютной. Это процесс закономерный. И не только в Азии. Он почему-то не мог смириться с президентством Токаева. И атаку на него начал сразу после выдвижения Токаева в президенты.
Токаев отправил в отставку его друга — первого заместителя, племянника Назарбаева Самата Абиша. Про Абиша казахские аналитики говорили, что у него радикальные религиозные убеждения. Он пользуется репутацией приверженца салафизма, как и его брат — Кайрат Сатыбалды, который много лет считается неформальным лидером религиозных радикалов страны. Понятно, почему в течение нескольких лет в горах существовали многочисленные тренировочные лагеря экстремистов. Однако Совет национальной безопасности Казахстана молчал о них и не докладывал руководству.
Кстати, внук Назарбаева — средний сын старшей дочери Дариги, — Айсултан Назарбаев (умерший в Лондоне при странных обстоятельствах, якобы от передозировки наркотиков), — пытался предупредить своего деда об опасности. Он утверждал, что в горах живут и тренируются четыре сотни боевиков, которых готовят против первого президента. Что любопытно, он говорил именно о салафитах. Поэтому, видимо, столь скоропостижно и умер – слишком много знал.
– Хотел ли Масимов сам стать президентом?
– Может, и хотел, но у него не было шансов. Как у того слона – съест ли он тонну бананов? Съесть то он съест, только кто ему даст. Вся проблема в том, что Масимов – уйгур по национальности по прозвищу «Китаец». Вопрос: кто ему дал прозвище? Бандиты? Или это – позывной в какой-то спецслужбе?
Да, кандидатура самого Масимова в качестве преемника много лет обсуждалась в экспертных кругах, но всякий раз натыкалась на препятствие в виде неказахского происхождения Карима Кажимкановича и его супруги Дилярам. Она — тоже чистокровная уйгурка, дочь партийного деятеля советских времён Азата Машурова.
— Были ли еще претенденты на абсолютную власть в Казахстане?
– Были и остаются. Например, Мухтар Аблязов — казахский оппозиционер, который, по его собственному утверждению, координировал протесты в Казахстане из Франции. Причем, один из штабов Аблязова находится в Киеве — это было видно по телефонам украинского оператора Vodafon, которые оппозиционер оставил в качестве контактных.
— Так ведь он, если верить публикациям в Интернете, в украинском розыске за миллиардные хищения?
– Не только в украинском – еще в российском и израильском. Еще он успел побывать и в британской, и в французской тюрьмах.
Украинское интернет-издание Страна.ua опубликовало данные на Аблязова. По их информации, это — крупный казахский предприниматель, владелец «Астана-Холдинга», имевший интересы в зерновом, сахарном, автомобильном, банковском и медийном бизнесе. С 1997 года он работает на государство — сначала в энергетической госкомпании, а затем — вообще министром энергетики и торговли Казахстана.
Аблязов планировал ввести рыночные принципы формирования тарифов. На практике это значило повышение тарифов, которые тогда искусственно сдерживались властями. Но Назарбаев ему этого не позволил, и Аблязов клеймил президента за это как врага реформ.
Парадокс, но именно из-за повышения газовых тарифов и возникли жесточайшие протесты в Казахстане. Которые «рыночник» Аблязов активно поддерживает. Не он ли эти протесты сейчас и инициировал?
В 1999 году, разругавшись с президентом Назарбаевым, он ушёл в отставку. А в 2001 году основал оппозиционное движение «Демократический выбор Казахстана», куда вошли некоторые представители действующей власти.
Но вскоре они начали терять должности, а против Аблязова открыли уголовное дело за хищения средств и создание ОПГ. В 2002 году он получил шесть лет колонии, но уже через год под давлением Запада вышел на свободу. За бывшего министра тогда дружно заступались Госдепартамент США и Европарламент.
Но он почему-то после освобождения уехал жить в Москву, откуда, по собственному признанию, финансировал казахскую оппозицию. И вот метаморфоза — в 2005 году его карьера в Казахстане снова пошла в гору. Он возглавил крупнейший частный банк БТА. И к 2009 году уже контролировал 75 процентов его акций.
– Редкий талант или случайность?
– Произошло это при странных обстоятельствах. На охоте погиб предыдущий глава этого банка Ержан Татишев, после чего Аблязов и получил должность. Поначалу официально признали, что это был несчастный случай. Но в 2017 году бизнесмен Муратхан Токмади заявил, что Татишев был убит по заказу Аблязова. И через год бывшего министра приговорили за это к пожизненному заключению. Параллельно в том же году его осудили за финансовые махинации. Приговор был заочным. К тому моменту банкир уже восемь лет находился в эмиграции из-за других уголовных дел, связанных с экономическими преступлениями. Все обвинения властей и уголовные дела против себя он называет сфабрикованными по политическим причинам.
Казахстан он покинул в 2010 году, а через год получил политическое убежище в Великобритании. К тому моменту его банк уже был национализирован.
– А при чем тут его оппозиционерство?
– Вот тут и начинаются чудеса. Во Франции Аблязова задержал Интерпол, который искал его по представлению Казахстана. Однако в 2016 году суд в Париже отказал в его выдаче на родину. С тех пор Аблязов и считается главным оппозиционером Казахстана, хотя и координирует эту деятельность из Франции. И не только оттуда.
Ещё летом 2020 года в Сети появилась информация о том, что ДВК формирует штаб в Киеве для руководства протестами в Казахстане, которых на тот момент еще не было. Планировалось, что для свержения режима Назарбаева достаточно вывести на улицы 50 тысяч казахов. А для этого достаточно иметь по тысяче-две обученных активистов на каждый крупный город, которые подтянут за собой остальных. Координировать эту деятельность тогда планировалось через два центра — самого Аблязова и киевский штаб, которому оппозиционер давал наставления по видеосвязи.
Интересно, что телефоны, указанные для связи с киевским штабом, всплыли буквально в разгар нынешних казахстанских протестов. Их опубликовал на своей странице сам Аблязов и призвал по ним координировать действия протестующих. То есть, штаб в Киеве работает и сегодня. Другой вопрос, какова его роль. Но крайне интересно, что именно с Украиной связана координация с казахскими протестами.
– Но как это стыкуется с объявлением Аблязова той же Украиной в розыск? Кстати, а по какому поводу его там ищут, что он натворил?
– Еще в 2018 году прокуратура Киева завела уголовное дело на казаха Кеннета Алибека за отмывание денег через украинскую фармацевтическую компанию «Максвелл», которая принадлежала Алибеку и находилась в Борисполе. Украинское следствие считает, что фирма использовалась как прикрытие для махинаций Аблязова. В оперативной разработке Киева она была еще с 2009 года. Подозрение казахскому оппозиционеру на Украине выдвинули в 2017 году. В том же году он получил заочный приговор по этому делу и в Казахстане и его подали в розыск по линии Интерпола.
Эту историю тогда называли одной из крупнейших мошеннических схем. Расследовали ее совместно правоохранители Казахстана, России и Украины. Утверждалось, что владелец БТА-Банка отмыл 7,5 миллиарда долларов в Казахстане и еще 2,5 миллиарда — на Украине и в России. В схеме было задействовано более тысячи специально созданных подставных компаний по всему миру.
После объявления заочного подозрения, генпрокуратура Украины обращалась во Францию с требованием экстрадиции Аблязова, но это прошение до сих пор осталось без ответа.
Известно, что во время пребывания в Британии и Франции, Аблязов провел некоторое время в тюрьме. Что любопытно, английские суды признали Аблязова мошенником, обязали вернуть БТА-Банку 4,3 миллиарда долларов и приговорили его к 22 месяцам тюрьмы. Срок Аблязов не отбыл, скрывшись по поддельным документам во Франции, где тоже был арестован летом 2013 года. Там банкир 3,5 года содержался в тюрьме в ожидании экстрадиции на Украину или в Россию.
Сейчас оппозиционер, который заявлял, что координирует протесты в Казахстане и активно цитируется украинскими и западными СМИ, официально находится в украинском розыске по статье 191 — «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением». По части пятой этой статьи ему светит срок от 7 до 12 лет.
– Несколько стран его ловят, а он не только на свободе, но и открыто утверждает, что руководит мятежом в Казахстане?
– Так в этом и смысл. Всерьез на Западе его никто и не собирался арестовывать. Это своеобразный «туман войны», дымовая завеса. По всей видимости, Аблязов – очень нужный пока человек, являющийся агентом спецслужб сразу нескольких государств, но, в первую очередь, — КНБ Казахстана. Его украинские и британские возможности были полезны для заговорщиков в КНБ. Кроме того, он служил хорошим прикрытием для их действий по организации мятежа – любую координацию можно списать на него.
– Наверное, в заговор были вовлечены и «обычные» преступники?
– Как же без них! Криминологи и политологи уже вывели закономерность, что ни одна «цветная революция» последних десятилетий не обходилась без активного участия уголовников, причем — организованных. Эта закономерность наглядно просматривается и в казахском мятеже.
Так, 7 января в Казахстане задержан криминальный авторитет Арман Джумагельдиев, известный как «Дикий Арман», которого его хозяева из КНБ отозвали из Турции для того, чтобы тот поднял на мятеж свои подконтрольные ОПГ. Вот оно, «пушечное мясо»! Этот 37-летний бандит считается самым влиятельным криминальным авторитетом Казахстана, ещё более 10 лет назад подмявший под себя все ОПГ на севере и в центре страны.
В 2005 году этот «Дикий Арман» уже состоял в политическом движении в поддержку Нурсултана Назарбаева, участвовал в силовых разгонах оппозиционеров. Естественно под контролем КНБ.
Хорошо известно, что бандит Джумагельдиев — это правая рука и близкий сподвижник Кайрата Сатыбалды — племянника Назарбаева, лидера религиозных радикалов-салафитов, о котором мы уже говорили. Да, именно того самого заместителя «Китайца», которого уволил нынешний президент Казахстана. Пазл сложился.
– И что дальше?
– А дальше Токаеву придётся распутывать этот узел. Ведёт он себя решительно, чего никак не ожидали мятежники. А решительность основана на главном факторе – поддержке России, которой не первый раз приходится крепить безопасность своих соседей и союзников.
Токаев предупредил: предстоит «разбор полётов» в связи с действиями правоохранительных органов и армии, а также их межведомственной координацией. Президенту критически важно понять, почему казахстанское государство «проспало» подпольную подготовку терактов и спящих ячеек.