Президент Российской секции Международной полицейской ассоциации, военный эксперт «Ветеранских вестей», генерал-лейтенант Юрий Жданов рассказал «РГ«, возможно ли остановить новую «коричневую чуму».
— Юрий Николаевич, почему, на ваш взгляд, нацизм в самой его циничной форме возродился не в Германии, а именно на Украине? Даже в Прибалтике, не говоря уже о Венгрии, Италии, Франции, Англии, США, «нацики» не столь обнаглели и им не дают такую волю. А тут — Украина. А ведь сколько там крови пролито именно в войне против нацизма…
— Надо откровенно признать: с одной стороны, вовремя не добили украинских нацистов, а затем простили их в угоду каким-то сиюминутным политическим веяниям. С другой стороны — заигрались в дружбу народов. Мол, не может один братский народ ненавидеть и истреблять другие братские народы. Да, народ-то не может, а вот отдельные его представители — вполне.
— Получается, украинский неонацизм стал возрождаться еще в годы советской власти?
— Можно смело утверждать, что новая нацификация Украины началась всего лишь спустя два года после Великой Победы. В мае 1947 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни». Теперь бандеровцам и прочим нацистам не грозила высшая мера наказания за акты геноцида и особо тяжкие военные преступления, совершенные в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
Инициатором массовой амнистии бандеровцев и пособников нацистов выступал лично Н.С. Хрущев. С его подачи увидел свет Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» от 17 сентября 1955 г. Были освобождены из мест заключения и от других мер наказания лица, осужденные на срок до 10 лет лишения свободы, пособники гитлеровцев, осужденные за службу в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях. Причем они были не просто амнистированы, с них сняли судимость и поражение в правах.
Да, это касалось советских граждан всех национальностей. И пособники фашистов были не только на Украине, и не только украинцы. Но именно в Незалежной был силен дух национализма. В результате многие бывшие украинские нацисты, бандеровцы и члены их семей смогли быстро «перекраситься» и в дальнейшем даже войти в советские и партийные органы. Вот она, мощная бандеровско-националистическая мина замедленного действия, которая взорвется в 90-е годы на постсоветском пространстве Украины.
— Но ведь Хрущева развенчали и от его политического курса отказались.
— Не отказались, а так, слегка заретушировали. А еще был первый секретарь ЦК Компартии Украины В.В. Щербицкий, который 17 лет, с одной стороны, якобы неустанно боролся с проявлениями национализма и бандеровщиной, а с другой — сам сеял и поощрял национализм. Да, он докладывал в ЦК КПСС об активизации украинских националистов, оставшихся на враждебных позициях бывших главарей, участников и пособников банд оуновского подполья — их на Украине проживало 130 тыс. человек. Сообщал о поддержке бандеровцев западными спецслужбами, о подверженности националистической идеологии многих представителей украинской интеллигенции и молодежи.
И в то же время наряду с признанием опасной деятельности националистического подполья добился запрета в СССР разглашать сведения о бандеровцах и об участии украинцев в массовом убийстве мирных жителей белорусской деревни Хатынь.
Напомню, в Хатыни 22 марта 1943 г. все 149 жителей, в том числе 75 детей, были заживо сожжены. Из 300 палачей Хатыни только 100 были немцами, а 200 — украинские националисты ОУН-УПА (запрещены в РФ), вошедшие в полицейскую бригаду «Шуцманшафт». Совместно с гитлеровцами они уничтожили в Белоруссии больше 600 деревень вместе с их жителями.
Так вот, Щербицкий, мотивируя свой запрос необходимостью не портить дружбу между братскими народами, обратился совместно с белорусским партийным секретарем в Центральный комитет КПСС с просьбой не разглашать сведения об участии украинских пособников гитлеровцев в массовом убийстве мирных жителей белорусской деревни. И эта просьба была воспринята «с пониманием». Тогда. А сейчас этого «понимания» у многих, в том числе лично у меня, — нет.
Также не афишировалось участие украинских пособников гитлеровцев в массовых расстрелах евреев в Бабьем Яру. Замалчивание массовых убийств советских граждан украинскими националистами, с одной стороны, «оберегало» дружбу народов, а с другой — способствовало росту неонацизма на Украине.
— Националисты сетовали на якобы имевшее место притеснение украинской культуры и языка. Мол, это и вызвало всплеск возмущения и рост националистических настроений у интеллигенции.
— Это лукавство. Так, именно Щербицкий был одним из первых, кто предпринимал попытки украинизации Крыма. Более того, именно при нем были установлены жесткие языковые квоты. В частности, в Харькове из пяти областных и городских газет русскоязычной была только одна, а местное телевидение и радиовещание было полностью украиноговорящим. И это в русском, по сути, городе! На всю Украину был только один русский литературный журнал «Радуга», а все попытки создать что-то еще пресекались на корню, иногда даже с оргвыводами. Так что ущемление русского языка и русскоговорящих граждан началось отнюдь не при Порошенко.
В годы перестройки ЦК Компартии Украины через местные органы КГБ и их агентуру активизировали создание параллельных с партией «демократических» политических структур. А секретарь ЦК Компартии Украины Леонид Кравчук был главным «переговорщиком» с оппозиционными политическими движениями. Его избрание первым президентом Украины стало негласным договором партийной элиты с политической националистической оппозицией, находящейся под контролем КГБ Украины. Украинская «рыба» сгнила с головы.
— Ну а дальше — понятно. При обретении самостийности уже никто не мог помешать разрастанию национализма и трансформации его в звериный нацизм.
— Да, все последующие украинские президенты в той или иной мере вносили свою лепту в разрастание украинского национализма. И Леонид Кучма, заново обосновавший идеологию национализма в книге «Украина — не Россия», и Виктор Ющенко, и Александр Турчинов, при котором в Одессе заживо сожгли 48 человек — сравните с Хатынью, тот же почерк! И Петр Порошенко, и Владимир Зеленский, развязавшие и ведущие бандеровский террор.
— Денацификация — как, по-вашему, будет на практике выглядеть этот процесс?
— Процесс предстоит непростой и, предполагаю, весьма болезненный. Кстати, он уже осуществлялся, и весьма эффективно. Взгляните на Германию — там толерантность прямо зашкаливает, у мигрантов из Азии и Африки больше прав, чем у немцев.
Юридически денацификация Германии стала результатом Потсдамского соглашения 1945 года, в рамках которого были приняты документы, зафиксировавшие итоги Потсдамской конференции, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945 г. в закрытом режиме без участия прессы. Были приняты решения о новом политическом и территориальном устройстве Германии, ее демилитаризации и денацификации, выплачиваемых Германией репарациях и судьбе немецких военных преступников.
Согласно концепции союзников, закрепленной по результатам Потсдамского соглашения, денацификация предусматривала ликвидацию всех нацистских организаций, очищение немецкого и австрийского общества, культуры, СМИ, экономики, юриспруденции и политики от любого рода националистических идей.
Историческим документом, реализовавшим стратегические концепты Потсдамского соглашения 1945 г. по денацификации Германии, стала Директива Контрольного совета N 38 от 12 октября 1946 г. «Арест и наказание военных преступников, нацистов и милитаристов; интернирование, контроль и надзор за потенциально опасными немцами».
Но самой суровой стала Директива Контрольного совета N 38 от 12 октября 1946 г., которая конкретизировала денацификацию, предусмотренную Потсдамским соглашением. Главную ответственность за этот процесс должны были взять на себя командующие зон оккупации. Говорю о документальной стороне столь подробно, чтобы подчеркнуть, что последовавшая затем жесткость была международно признанной и юридически оформленной.
— И в чем заключалась жесткость?
— Все, абсолютно все взрослые немцы должны были предстать перед судами по денацификации, где будет рассмотрено их поведение во времена Третьего рейха. Лиц, подлежащих денацификации, разделили на пять групп: главные преступники, преступники, мелкие преступники, последователи или реабилитированные лица. Каждому взрослому немцу давалось точное определение вида его поведения, применимого к каждой категории, и устанавливалось возможное наказание. Наказание могло варьироваться от смертной казни или длительных тюремных сроков до конфискации имущества, запрета на занятие профессиональной деятельностью, снижения заработной платы, ограничения на поездку или обязательной регистрации в органах власти.
Оцените масштабы. Общее количество немцев, причастных к нацизму, по данным союзников, в 1945-1948 годах составляло 3,5 млн человек. Однако вся германская нация была признана больной нацизмом, в связи с чем даже мирное население должно было пройти процедуру денацификации. Сразу после капитуляции Германии в руках союзников оказалась картотека, состоящая из 8 млн учетных карточек, содержавшая сведения о членах и кандидатах в члены нацистской партии.
— А как проходила сама процедура денацификации?
— Процесс денацификации в разных оккупационных зонах Германии осуществлялся по-разному. В российской и французской зоне — более лояльно, а в американской — очень жестко. В оккупационной зоне США в 545 судах американским военным командованием было разобрано 900 тыс. дел.
Последовательно очищались органы управления, юстиции, средняя и высшая школы, откуда в 1945-1948 гг. уволили полмиллиона бывших членов нацистской партии — 80% всех судей и учителей. Пока переписывались учебники и формировались новые учебные программы, детей обучали пенсионеры и студенты. Были созданы 200 новых судов с обновленным кадровым составом. Запрещены все ранее работавшие СМИ, шел процесс создания новых форм независимой прессы, как в США, а в советской зоне копировался централизованный подход советской прессы. В процесс денацификации было вовлечено все гражданское население Германии, которому принудительно показывали фильмы о военных преступлениях и концентрационных лагерях.
Новая нацификация Украины началась уже в 1947 году
Одной из самых жестких форм процесса денацификации германского населения в 1945 г., отпечатавшихся в эмоциональной памяти на многие десятилетия, стало направление немцев к местам массовых захоронений расстрелянных мирных граждан. Их принуждали выкапывать вручную и подручными средствами из общих мест тела погибших евреев, русских, поляков, венгров, переносить на руках искалеченные, изуродованные тела погибших, в том числе детей и младенцев, и перезахоранивать. Именно такая организация американцами буквально «влобовую» шокирующей «очной ставки» мирных немцев с результатами зверств нацистов не только заставила немцев испытать эмоциональное потрясение, ужас и шок, но и впоследствии испытывать глобальную вину и стыд всей нации за молчаливую причастность к преступлениям. Это стало многолетней жестокой «прививкой» против распространения идеологии нацизма.
Так что поклонники всего американского могут взять этот пример себе на заметку.
— Вы считаете, что такие методы применимы на Украине?
— Полностью копировать потсдамские директивы и решения, конечно, нельзя. Но знать и помнить о них надо. Так уже было! А действовать следует, опираясь на международные соглашения, в т.ч. резолюции ООН.
— В Европе только притворяются, что ничего не подозревают об украинском нацизме?
— Все они знают и понимают. И к их резолюциям надо добавить и другие международные документы. Так, в 2012 г. Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ принят модельный закон «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников». Еще — рекомендации по совершенствованию национального законодательства государств — членов ОДКБ в сфере противодействия нацизму и его проявлений от 5 ноября 2019 г.
Вот согласно этим документам, их духу и букве мы и должны следовать.
— Ну, с духом и буквой никто не спорит. А каков конкретный механизм исполнения этих документов?
— Наш парламент еще в 2015 г. дал вполне конкретные рекомендации Генеральной прокуратуре, Следственному комитету и МВД России. Так, было настоятельно рекомендовано осуществлять уголовное и административное преследование в отношении лиц, причастных к пропаганде нацизма, отрицанию его преступлений, участию в неонацистских и им подобных организациях. Список таких украинских организаций в документе прилагается. Будут привлечены к уголовной ответственности и наказанию виновные в геноциде мирного населения ДНР и ЛНР, актах терроризма, особо тяжких и тяжких преступлениях. В общем, за все, что творили члены неонацистских и националистических организаций и групп, придется этим членам отвечать.
Полагаю, будут отменены действующие на Украине законодательные акты, предусматривающие реабилитацию, поощрение — награды, льготы и героизацию нацистских преступников, а также регламентирующие государственную поддержку и проведение на государственном уровне националистических проектов и мероприятий.
Произойдет искоренение и запрет националистических нарративов, публичных призывов и героизации нацистов в политических программах, в деятельности органов государственной власти и правоохранительных структур, в образовательном процессе и в СМИ.
Разумеется, запретят деятельность националистических и неонацистских структур, конфискуют их имущество и финансовые активы. Будет запрещено занимать государственные и руководящие должности лицам с националистическими установками или осужденными за геноцид и военные преступления. И главное — денацификация будет закреплена в украинской конституции.
— То есть заставлять перезахоранивать своими руками останки жертв в Донбассе не станут?
— Нет. Но украинцам придется посетить места массовых захоронений жертв геноцида на территории Донбасса, ознакомиться с результатами расследований, документами и сведениями о преступлениях националистов на территории своей страны.