Понкин Игорь Владиславович — доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, профессор; Консорциум «Аналитика. Право. Цифра»
Мудрый стратиг – это тот, кто ещё до начала военных действий тщательно изучит все, чем располагает противник, и, с одной стороны, защитит себя от его преимуществ, а с другой стороны, обратит в свою пользу его слабости… Лучший и мудрый стратиг и в сражениях, и в каждом своем действии против врагов должен иметь в виду неудачу и неблагоприятный исход событий, а потому предусмотреть все необходимое на этот случай… Выражение «Это невозможно предвидеть» не присуще полководческому искусству…
Стратегикон Маврикия. Книги VII и VIII[1]
Где-то потерялось целое поколение военных специалистов, которые по «сроку службы» должны составлять самую важную управленческую прослойку. Это какое-то межвременье, когда советское ушло, а русское не пришло, – а осталась карьера, доходы, самолюбие, самомнение… Много пафосных тостов за Родину… и пустота.
Александр Ходаковский [2]
Ближайшее будущее несёт всему миру очень существенные угрозы и риски военной природы и глобальных масштабов.
Тема провокационного подрыва структурой НАТО (и/или её прокси-силами) тактического ядерного боеприпаса на территории, контролируемой киевским режимом, в целях голословного обвинения в этом России, чтобы оторвать от неё союзников в мире и развязать себе руки в отношении России [3], в связи с её активным обсуждением Россией на международных площадках (позднее сосредоточились на раскрытии плана противника диспергировать объём или заряд делящегося вещества – т.н. «грязной бомбы») несколько утратила («притупила») актуальность, поскольку утрачен фактор неожиданности. Но это не означает, что мир стал безопасен. Актуализировались много большие (на порядки) риски и многодоменные угрозы. Об этом говорит, прежде всего, сам противник.
По словам начальника Стратегического командования (Stratcom) США адмирала ВМС США Чарльза А. Ричарда, «нынешний конфликт на Украине – не самое страшное, к чему США должны быть готовы. Этот украинский кризис, в котором мы сейчас находимся, – это всего лишь разминка. В ближайшем будущем США должны быть готовы к гораздо большему. Грядёт много большее. Пройдёт совсем немного времени, как нам придётся пройти поверку способами, каких не видели долгое время» [4].
И по словам Президента России В.В. Путина, «мы стоим на историческом рубеже, впереди, наверное, самое опасное, непредсказуемое и вместе с тем важное десятилетие со времён окончания Второй мировой войны» [5].
Мир вошёл в эпоху жёстких войн интеллектов и далеко идущих усилий в непримиримой войне идей, войн в сферах прикладной аналитики и науки. Но войны ещё задолго до того, как официальные победы в них достигаются генералами, офицерами, сержантами и солдатами, выигрываются школьными учителями, университетскими преподавателями науки и наставниками аналитиков разведки… – Эти наши слова, вынесенные нами в своего рода девиз-эпиграф нашему (в соавторстве) учебнику «Методология научных исследований и прикладной аналитики» [6], отражают в полной мере наши взгляды на вопросы о значении превосходства над противником в военном интеллекте и о средствах достижения такого превосходства.
И противник отчётливо понимает и заявляет о том, что важнейшим залогом военных побед является интеллектуальное превосходство над любым [его и позиционируемым им] противником в любое время по всему спектру конфликтов [7]. Заявляется, что в своих актуальных потребностях Армия США сталкивается с новыми проблемами: рабочая среда всё более сложна, динамична и часто с трудом поддается навигации, боец должен быстро адаптироваться и решать задачи, соответствующие масштабу и сложности сегодняшних оперативных условий, и ключевым компонентом для продвижения и преобразования состояния обучения является сложная аналитика данных [8].
В Стратегии национальной обороны США от 27.10.2022 [9] не случайно было сказано: «Департамент будет привлекать, обучать и продвигать профессионалов с навыками и способностями, которые нам необходимы для творческого решения проблем национальной безопасности в сложной глобальной среде. Департамент будет поощрять сотрудников к получению глубоких знаний не только о ключевых технологиях, но и о наших конкурентах и будущем ведения войны. Частично за счет переориентации учебных программ учреждений профессионального военного образования мы будем способствовать критическому мышлению и аналитическим навыкам». И в двумя неделями ранее принятой Стратегии национальной безопасности США от 12.10.2022 [10] подчёркивалось высокое значение оснащения сотрудников органов обеспечения национальной безопасности самыми передовыми технологиями и ресурсами наилучшей интеграции данных и наилучшими аналитическими инструментами для поддержки принятия решений – в интересах обеспечения национальной безопасности и внешней политики США.
Аналитика семантически описывается по-разному в разных областях, но в целом состоит из схожих функций и методологий [11]. Хотя своя специфика у военной аналитики [12], разумеется, есть.
За рубежом известен достаточно обширный и давний опыт преподавания программ развед-аналитики в крупных (не военных) университетах [13]. Понятно, что в военно-учебных центрах и организациях, подчинённых развед-органам, это преподавание даётся на порядки более активно. Активно преподается и военная аналитика – и тоже не только в военно-учебных центрах.
На сегодня должная подготовка в прикладной военной аналитике (той, что и способна дать в перспективе интеллектуальное превосходство над врагом) в нашей стране отсутствует. Про качественную подготовку в развед-аналитике и контрразвед-аналитике не станем ничего здесь говорить, заинтересованные лица и сами всё знают и понимают.
Между тем, талантливое научение прикладной аналитике (если угодно, инструктивное натаскивание на методы и технологии прикладной аналитики) грамотными инструкторами по качественно отточенным методикам (инженерии знаний) способно, может вести к должному овладеванию обучающимися должными навыками, способностями, в целом ремеслом, включая постановку профессионального аналитического мышления, связанных с этим надлежащих поисковых, интерпретационных (должной аналитической глубины), систематизирующих, интегрирующих («сборочных»), оценочных, аргументационных, презентационных и коммуникативных навыков и способностей.
Хотя делу военной прикладной аналитики следует учиться должным образом и постоянно, всё же возможно выстроить образовательные траектории под разные цели и разные уровни задаваемой сложности.
Понятно, что подготовка уже имеющих какие-то начальные уровни подготовки и опыта в прикладной аналитической или научной работе, будет короче (хотя вариант, что придётся заставить всё забыть и переучивать с нуля заново, тоже в ряде случаев не исключён), чем для людей с девственно чистым в этой сфере сознанием. Но в любом случае, «ставить мозги» можно только сверхинтенсивной, высоко-насыщенной и сложной подготовкой, инструктажами и упражнениями.
К сожалению, перспективы внезапного осознания всего этого ныне в военном руководстве асимптотически стремятся к нулю. Много более вероятен приход к этому пониманию в уже существующих в России и создаваемых ныне частных военных компаниях [14] и частных развед-компаниях.
Глубокое понимание целей, задач, онтологии и проблем создания и реализации системы такой подготовки, складывающихся перед её началом и в её процессе ожиданий и запросов потребителей такой подготовки (обучающихся), выступают важным залогом её качества. А цели предельно просты: бросить все интеллектуальные ресурсы (в том числе интенсивно готовящиеся) на обеспечение противостояния силам НАТО.
Тем более, как сказано в свежем докладе RAND Corporation, когда основные акторы ныне «состязаются в серой зоне ниже порога конфликта», а при этом «стратегическое соперничество стирает грань между миром и войной и происходит в диапазоне от сотрудничества через соперничество до конфликтов различной интенсивности… Неопределённость и неуверенность способствуют агрессии серой зоны. Трудно организовать ответ, когда неясно, что произошло и кто несет за это ответственность… Неоднозначность присуща конкуренции и усложняет реакцию на действия конкурентов. Стратегическая конкуренция использует все виды национальной мощи (дипломатическую, информационную, военную и экономическую), а не только военную мощь. Стратегическую конкуренцию можно представить как бесконечную игру, состоящую из серии конечных игр, некоторые из которых будут с нулевой суммой, а некоторые с положительной суммой» [15].
Итак, игра противника с нами заявляется как не имеющая конца.
И выстоять мы сможем, только если кардинально пересмотрим наше отношение к интеллектуальной подготовке кадров (модальность: «а вот ещё такой был философ, и он вот это вещал» – уже давно не работает).
Чтобы упоминание о современной российской военной науке уже не адресовало бы к самокритичной злой шутке: «Военная наука – словно морская свинка: вроде бы и не свинка, вроде и не морская», а вызывало у противника тревогу и настраивало его на более чем серьёзный лад…
Литература
1. Стратегикон Маврикия / Изд. подг. В.В. Кучма. – СПб.: Алетейя, 2004. – 256 с. – С. 128, 156, 148.
2. <https://t.me/aleksandr_skif/2474>. – 06.11.2022.
3. Понкин И.В. Об обсуждаемой угрозе применения ядерного оружия на Украине // Ветеранские вести. – 06.10.2022. <https://vvesti.com/politika/ob-obsuzdaemoj-ugroze-primenenia-adernogo-oruzia-na-ukraine>. Перепев в Московском комсомольце вышел на сутки с лишним позднее.
4. Lopez C.T.Stratcom Commander Says U.S. Should Look to 1950s to Regain Competitive Edge [Командующий Stratcom говорит, что США должны обратиться к 1950-м годам, чтобы восстановить конкурентное преимущество] // <https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/3209416/stratcom-commander-says-us-should-look-to-1950s-to-regain-competitive-edge/>. – 03.11.2022.
5. Глава государства принял участие в итоговой пленарной сессии XIX заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» // <http://kremlin.ru/events/president/news/69695>. – 27.10.2022.
6. Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Издание 3-е, дополн. и перераб. / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». – М.: Буки Веди, 2022. – 754 с. – С. 8. <https://moscou-ecole.ru/2022/03/31/methodology_research_analytics_3_ed/>.
7. Brice M.D. Strategic surprise in an age of information superiority: Is it still possible? [Стратегическая неожиданность в эпоху информационного превосходства: возможно ли это?] / A Research Report Submitted to the Faculty In Partial Fulfillment of the Graduation Requirements / Air War College; Air University. – Maxwell Air Force Base (Alabama, USA), 2020. – P. 1. <https://www.hsdl.org/?view&did=451911>.
8. U.S. Army Counts on Data Analytics from ICF. Supporting an adaptive training mission with a big impact on the future of learning [Армия США рассчитывает на аналитику данных от ICF. Поддержка миссии адаптивного обучения с большим влиянием на будущее обучения] // <https://www.icf.com/-/media/files/icf/case-studies/2017/analytics-supporting-us-army-case-study.pdf>.
9. 2022 National Defense Strategy of the United States of America_ Including the 2022 Nuclear Posture Review and the 2022 Missile Defense Review, October 27, 2022. – P. 20 (первого интервала нумерации). <https://media.defense.gov/2022/Oct/27/2003103845/-1/-1/1/2022-national-defense-strategy-npr-mdr.pdf>.
10. National Security Strategy, October 12, 2022. – Washington (D.C., USA), 2022. – 48 p. – P. 46. <https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf>.
11. Pérez-Ramírez M., Zayas-Pérez B.E., Hernández-Aguilar J.A., Ontiveros-Hernández N.J. Analytics for Military Training in Virtual Reality Environments [Аналитика для военной подготовки в среде виртуальной реальности] // Military Applications of Data Analytics [Военные приложения аналитики данных] / Edited ByKevin Huggins. – Boca Raton (FL, USA): CRC Press; Taylor & Francis Group, 2019. – xxiii; 194 p. – P. 172.
12. См.: Понкин И.В. Военная аналитика. Военное применение искусственного интеллекта и цифры / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». – М.: Буки Веди, 2022. – 106 с. (Серия: «Методология и онтология исследований»). <https://moscou-ecole.ru/ponkin_milit_ai/>. Понкин И.В. Подготовка в прикладной аналитике: Формирование мастерства и искусства практика-аналитика // <https://moscou-ecole.ru/2022/11/03/analyst-training/>. – 03.11.2022. Понкин И.В. И снова о подготовке практиков-аналитиков // Аналитика на службе Отечеству: Сборник. Вып. 6 / Под ред. Ю.В. Курносова / Серия «Русская аналитическая школа». – М.: Ритм, 2022. – 256 с. – С. 55–59. Понкин И.В. О методологии прикладной аналитики: аналитическая разметка исследуемого текстового материала // Администратор образования. – 2022. – № 18. – С. 61–65. Понкин И.В. Методология прикладной аналитики: значение ви́дения в аналитической проработке исследуемого текстового материала // Администратор образования. – 2022. – № 21. – С. 56–60. Понкин И.В. О значении поиска данных в прикладной аналитике // Администратор образования. – 2022. – № 22. – С. 52–57. Понкин И.В. Военная аналитика: понятие, значение, видовое многообразие, необходимость и содержание подготовки в военной аналитике // Ветеранские вести. – 11.07.2022. <https://vvesti.com/innovatsii/voennaa-analitika-ponatie-znacenie-vidovoe-mnogoobrazie-neobhodimost-i-soderzanie-podgotovki-v-voennoj-analitike>.
13. Шефлер Корвайа А., Джерадж Б., Боргофф У.М. Подъем учебных программ по вопросам разведки: модель для Германии? Учебные программы по вопросам разведки // Connections QJ. – 2016. – Vol. 15. – № 1. – P. 89–120. <https://connections-qj.org/ru/article/podem-uchebnyh-programm-po-voprosam-razvedki-model-dlya-germanii>.
14. См.: Понкин И.В., Яковлев М.М. Частные военные компании: понятие, природа, виды деятельности, регулирование // Ветеранские вести. – 27.09.2022. <https://vvesti.com/innovatsii/ponkin-iv-akovlev-mm-castnye-voennye-kompanii-ponatie-priroda-vidy-deatelnosti-regulirovanie>.
15. Paul C., Schwille M., Vasseur M., Bartels E.M., Bauer R. Role of Information in U.S. Concepts for Strategic Competition: Research Report [Роль информации в американских концепциях стратегической конкуренции: Исследовательский доклад]. – Santa Monica (California, USA): RAND Corporation, 2022. – xi; 52 p. – P. v–vi, 41. <https://www.rand.org/pubs/research_reports/RRA1256-1.html>.