«Получилось коряво»: эксперт раскритиковал американо-британские атаки хуситов

Западные эксперты встревожены: своими ударами по хуситам США и Великобритания не только не защитили судоходство в Красном море, но поставили под угрозу всю мировую морскую торговлю. Почему агрессивные действия американцев и англичан грозят катастрофическими потрясениями на глобальном рынке, в интервью mk.ru рассказал доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор Юрий Жданов.

– Юрий Николаевич, а в чем смысл этих ударов по хуситам? Неужели американцы всерьез рассчитывали убедить йеменских повстанцев прекратить свои атаки?

– Цель этих ударов, в первую очередь, была пиаровская. Не могут американцы позволить без потери лица каким-то там партизанам стрелять по коммерческим судам своих союзников. Ведь они позиционируют себя как защитников свободы, в том числе свободы торговли и судоходства. Надо было хоть как-то реагировать. Но получилось у них, как всегда, коряво.

Напомню, хуситы, протестуя против операции Израиля в секторе Газа, с ноября прошлого года около 30 раз атаковали в Красном море суда, связанные с Израилем. В ответ американцы и англичане 12 января нанесли ракетные удары по 16 объектам движения в Йемене, а затем повторили обстрелы 13 и 14 января. Массированный удар наносился с использованием ракет «Томагавк» с военных кораблей и подводных лодок и истребителей. Ближневосточное командование ВВС США заявило, что поразило более 60 целей на 16 объектах в Йемене, включая «узлы управления и контроля, склады боеприпасов, пусковые системы, производственные объекты и радиолокационные системы ПВО».

Президент Байден свои действия объяснил так: «Соединенные Штаты и наши партнеры не потерпят нападений на наш персонал и не позволят враждебным субъектам ставить под угрозу свободу судоходства на одном из наиболее важных коммерческих маршрутов в мире».

Толку от их ударов, скорее всего, не будет. Хотя, какой-то ущерб они, конечно, нанесут. Но он окажется несоразмерным стоимости ракет, которые они выпустят по Йемену. Например, хуситский дрон стоит около 20 тысяч долларов, а ракета, которой его сбивают, — один – два миллиона долларов. Да и сбивают не всегда. Крылатые ракеты – еще дороже.

А на сухопутную операцию они вряд ли решатся. Хуситы же продолжат наносить удары – оружия у них хватает, есть даже противокорабельные ракеты.

– Какой ущерб морской торговле уже нанесен?

– Действительно, Красное море – крайне чувствительная транспортная артерия.

На юге море сужается до Баб-эль-Мандебского пролива с наименьшей шириной всего в 26 километров, но именно через этот пролив ежегодно проходит 12% мировых грузопотоков. Растущая напряженность в этом стратегически важном регионе уже заставила большинство мировых логистических гигантов изменить морские маршруты на более протяженные, но безопасные. Это более чем наполовину сократило трафик в Красном море. А активность контейнеровозов в Суэцком канале сократилась на 90%!

Теперь на пути из Азии в Европу приходится огибать южную оконечность Африки. А тут еще очень некстати обмелел Панамский канал. Теперь трафик судов упал уже из Атлантики в Тихий океан. Выросла стоимость фрахта всех океанских судов, включая танкеры, подорожала страховка и сама нефть. А ведь через Баб-эль-Мандебский пролив ежедневно перевозилось до 9 миллионов баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки, или примерно 20% мирового объема. И блокировка такого маршрута, даже при наличии альтернативы, неизбежно будет давить на цены. После удара по Йемену стоимость нефти достигла $79 за баррель, рост составил 4%. Участники рынка опасаются разрастания конфликта и втягивание в него нефтеносного Ирана. И тенденция продолжается.

– Как это скажется на морских коммуникациях в других точках планеты?

– Уже сказывается – все взаимосвязано. Об этом, в частности, говорит Forbes Daily. Издание указывает, что Черное море заполняется минами и поврежденными военными кораблями. Балтийское и Северное моря столкнулись с теневой войной саботажа трубопроводов и кабелей. А в Азии наблюдается крупнейшее наращивание военно-морской мощи со времен Второй мировой войны, поскольку Китай пытается принудить Тайвань к объединению, а Америка стремится сдержать возможное китайское вторжение. После выборов на Тайване 13 января напряженность там может резко возрасти.

Эти события — не совпадение, а признак глубоких изменений, происходящих в океанах планеты. Мировая экономика по-прежнему глобализирована. Около 80% торговли по объему и 50% по стоимости приходится на флот из 105 000 контейнеровозов, танкеров и грузовых судов. Морская торговля составляет около 16% мирового ВВП. Однако соперничество сверхдержав и упадок глобальных правил и норм означают, что геополитическая напряженность углубляется. Неизбежным и недооцененным последствием является то, что океаны впервые со времен холодной войны становятся зоной споров. В открытых океанах существовал порядок, установленный после 1945 года, а с 1990-х годов морской мир ощущал рост глобализации и американской мощи. Сегодня 62% контейнеров перевозят пять азиатских и европейских фирм, 93% судов строят Китай, Япония и Южная Корея, а 86% сдаются на слом в Бангладеш, Индии или Пакистане. Специализированная роль ВМС США заключалась в том, что они были почти монополистами в обеспечении безопасности, используя более 280 военных кораблей и 340 000 моряков.

Западные эксперты считают, что эта обширная и сложная система сталкивается с двумя проблемами. Одна из них — наращивание военно-морского флота Китая. Это означает, что первенство ВМС США в Тихом океане оспаривается впервые с 1945 года. Морское право находится в упадке. Китай игнорирует решения трибуналов, против которых он возражает. Китай массово строит противокорабельные ракеты, оттесняя корабли ВМС США все дальше от берега. Распространение этого оружия означает, что у таких ополченцев, как хуситы, теперь есть крылатые ракеты, которыми до недавнего времени обладали только государства.

Вторая проблема — использование Западом санкций спровоцировало бум контрабанды: 10% всех танкеров являются частью анархического «темного флота», действующего вне основных законов и финансовых потоков – в два раза больше, чем 18 месяцев назад.

Еще один нюанс: экономика знаний и доминирование Уолл-стрит и Кремниевой долины зависят от более чем 600 подводных кабелей передачи данных, уязвимых для саботажа. А климатические сдвиги меняют географию и стимулы. В Панамском канале не хватает воды, торговые пути в Арктике расширяются по мере ее таяния, а бум зеленой энергетики катализирует борьбу за разработку морского дна.

Поэтому, считают западные аналитики, в открытом море надвигаются беспорядки. Одной из издержек будут временные сбои в торговле. Система доставки адаптируется, но только до определенного момента. А когда рынки напряжены или происходят синхронные потрясения, наказание может быть высоким. Сокращение поставок зерна после карантина в 2021 году и перебои в поставках зерна в Черном море в 2022 году вызвали мировую инфляцию. Хотя стоимость доставки составляет незначительную долю в конечной цене большинства продуктов, непредсказуемость на море приведет к тому, что компании сузят свои цепочки поставок, что приведет к увеличению затрат.

– На море могут произойти крупномасштабные конфликты?

– Да, и это приведет к разрушительным последствиям. Так, на Западе очень опасаются нападения, скажем, Ирана или России на трубопроводы, маршруты сжиженного природного газа или кабели передачи данных. Разногласия по поводу стратегических островов могут спровоцировать конфронтацию в Южно-Китайском море и Индийском океане. А эмбарго на экономику более развитую, чем российская или иранская, может нанести огромный ущерб. Моделирование Bloomberg показывает, что блокада Тайваня и западные контрмеры сокращают мировой ВВП на 5%.

Запад не может быстро восстановить свое военно-морское господство после хронической недостаточности инвестиций. Учитывая жалкие 5% мировых мощностей верфей, Западу потребуются десятилетия для восстановления своего флота.

– Россия тоже несет ущерб от эскалации в Красном море?

– Безусловно. И не только Россия, но и Китай, и Индия, другие страны. Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский — пролив — морская магистраль, которая обеспечивает торговую логистику Китая с Европой, через нее идет основной поток российской нефти в Индию, Южную Азию. Раздувая новый очаг напряженности в Йемене, США фактически прерывают эти коммуникации. А ведь именно Китай и Индия, а вовсе не США или Европа, обеспечивают сегодня рост мировой экономики. Кстати, агентство Bloomberg объяснило, почему Китай отказался присоединяться к США и Великобритании в борьбе с хуситами. Китай, по словам автора статьи, заинтересован в стабильности на Ближнем Востоке. Страна импортировала около половины своей сырой нефти из этого региона. Из-за необходимости перенаправить суда по другим маршрутам индекс контейнерных перевозок Шанхая на прошлой неделе подскочил до самого высокого уровня с сентября 2022 года. Несмотря на это, КНР осталась в стороне от ударов США и Великобритании по объектам хуситов в Йемене.

«Китайские лидеры не видят большой выгоды от более жесткой позиции. Это похоже на их подход к российско-украинскому конфликту, когда они призывают к миру, но отказываются осуждать Россию, отступать от нее или существенно способствовать усилиям по продвижению мира», — объяснила главный геоэкономический аналитик Bloomberg Economics Дженнифер Уэлч. По информации агентства, для лидера КНР Си Цзиньпина затраты пока недостаточно высоки, чтобы риски вмешательства перевесили выгоду от бездействия. Профессор Университета национальной обороны Народно-освободительной армии Сяо Юньхуа заявил, что нападения хуситов на торговые суда могли даже принести пользу китайскому правительству. Они вынудят предпринимателей отказаться от морских перевозок в пользу железнодорожного транспорта.

– Удары по Йемену всерьез рассорили США с мусульманским миром?

– С собственными избирателями – точно. Newsweek со ссылкой на активистов и членов сообществ пишет: «Авиаудары в Йемене, начатые по приказу Байдена, похоже, стали еще одним гвоздем, забитым в гроб поддержки в лице его арабских и мусульманских избирателей». Как заявил в беседе с изданием заместитель исполнительного директора Совета по американо-исламским отношениям (CAIR) Эдвард Ахмед Митчелл, организация глубоко обеспокоена этой атакой. По его словам, удары нанесли без одобрения со стороны Конгресса, поэтому они считаются незаконными. Митчелл добавил, что действия американских военных не приведут к миру, а лишь увеличат риск полномасштабной войны. По данным Newsweek, ранее в ответ на поддержку Байденом Израиля в конфликте с ХАМАС коалиция американских мусульман в колеблющихся штатах призвала не голосовать за действующего президента на выборах в этом году. Согласно опубликованному осенью 2023 года опросу от Arab American Institute (AAI), поддержка Байдена среди арабского населения страны сократилась с 59 процентов в 2020 году до 17 процентов. При этом лишь 23 процента респондентов остались сторонниками Демократической партии.

– Если такова реакция американских, так сказать, «своих» мусульман, то можно представить разочарование мусульманских стран.

– Разочарование – это мягко сказано. Не буду останавливаться на позиции традиционных противников Запада среди мусульманских государств – она понятна и прозрачна. Но возмутились и союзники. Так, Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции, страны-члена НАТО, заявил, что Британия пытается превратить Красное море в «море крови». Мол, британские удары по хуситам в Йемене не были пропорциональными.

– Почему речь только о Британии?

– Видимо, из-за того, что британские самолеты взлетали с авиабаз, расположенных на Кипре. А этот остров, как известно, находится в зоне особых турецких интересов. Но досталось не только британцам. Как процитировало Агентство Reuters, президент Турции заявил, что хуситы в Йемене организуют «успешную оборону и ответ против США». Что, кстати, сейчас и происходит. Кроме того, Турция предоставляет документы для слушаний о геноциде Израиля в Мировом суде и будет продолжать это делать.

Еще более знаковым стало сообщение официального саудовского агентства печати. Саудовская Аравия заявила, что внимательно следит за ударами «с большой обеспокоенностью» и призвала к сдержанности и предотвращению региональной эскалации. Это королевство в свое время возглавило коалицию, которая потратила годы, пытаясь победить хуситов на севере Йемена. Но, увы…

О растущем недоверии к США и со стороны Омана сообщает американская журналистка Вивиан Нерейм. По ее словам, Министерство иностранных дел Омана, союзника США, который выступает посредником между хуситами и международными организациями, заявило, что следит за ударами в Йемене «с глубокой обеспокоенностью». В министерстве сообщили, что «невозможно не осудить то, что страна-союзница прибегла к этой военной акции, в то время как Израиль продолжает без каких-либо последствий преступать все границы в своих бомбардировках, жестокой войне и осаде Газы».

То есть, даже ближайшие мусульманские союзники США считают, что действия Америки мало что решат для сдерживания хуситов, но могут углубить региональный конфликт.

В общем, ударами по хуситам администрация Байдена добилась прямо противоположных результатов тем целям, которые декларировала. Безопасность судоходства в Красном море снизилась до критической точки, морская торговля рухнула в глубокий кризис, а Ближний Восток оказался на пороге полномасштабной региональной войны.

– Странно, что в США не понимают пагубности такой политики.

– Американцы почему-то считают, что ничем не рискуют. Их основной торговый трафик проходит не через Красное море, а Панамский канал, пусть и обмелевший. А Россия, по их мнению, не сможет быстро компенсировать потерю ближневосточного трафика Северным морским путем – хоть у нее и самый большой ледокольный флот в мире, но все равно маловато. Еще они надеются избежать личного участия в большой войне на Ближнем Востоке. Свои удары «Томагавками» и авиацией они воспринимают как компьютерную «стрелялку»: мы можем убивать, а нас – нельзя, у нас еще девять жизней…

По сути, они воспринимают глобус не как макет, а как чучело Земли. И собираются сделать большое чучело, в натуральную величину, из самой планеты. А для этого надо эту планету основательно выпотрошить.

Источник >>


Фото // Reuters ©