Понкин Игорь Владиславович – доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, профессор, член Общественного совета при Главном управлении МВД России по Московской области.
Вот ещё! Меня, всемирно известного повара с тремя «мишленовскими звёздами», будете ещё учить яблони прививать и подвязывать!
Не учи учёного! …
Просто найдите того, кого захочется слушать…
Сериал «Месье Спейд», сезон 1, серия 1, 00:14:38 – 00:14:40.
Введение
Аналитические знания, умения, навыки, компетентности относимы к способностям отыскивать и оценивать, фильтровать, отбирать и аналитически обрабатывать данные, производно создавая более сложные знания и комплексы знаний, идеи, концепты и решения относительно предметно-объектной области (домене) аналитических исследований или относительно исследуемой ситуации, формируя релевантное ви́дение будущего, отыскивая, проектируя и реализуя решения сложных задач и проблем. Данные сами, по себе, зачастую не имеют самостоятельной внутренней ценности (во всяком случае – приемлемой), пока практик-аналитик не поймёт их смысл, не свяжет их с другими данными и не сделает из всего этого выводов (включая выводы относительно будущего), максимально возможно сводя к минимуму «слепые зоны» ви́дения и понимания.
Как пишет Карли Фиорина, цель аналитики – превратить данные в информацию, а информацию – в понимание (цит. по: [1]).
Высококлассная аналитика – это синтез науки и искусства, синтез мастерства и талантов с элементами везения, синтез тяжкой черновой проработки и вдохновения с осенением, синтез того, чему научили, и того, что практик-аналитик обрёл сам в процессе своей аналитической работы. Учить прикладной аналитике надлежит, тут без вариантов.
Идёт третий год СВО. Правительство выделяет огромные финансовые средства на социально-психологическую реабилитацию инвалидизированных защитников Родины, предлагая им, впрочем, по большей части «несказанно востребованные» ими специальности (направления подготовки, переподготовки, повышения квалификации) продавано-закупанов, «психологов» (ну, какой психолог из боевого офицера?!), массовиков-затейников («деятелей культуры» и политработников) и т.п. Система по-прежнему полностью игнорирует то, что реально могло бы, способно «возместить» (компенсировать) таким продолжающим службу офицерам (на перспективу – также прапорщикам и мичманам), офицерам запаса и в отставке увечья и связанное с этим объективное ухудшение качества жизни, и то, что на самом деле многими из них востребовано. – Речь идёт о возможностях их мощного интеллектуального роста, становления высококлассными практиками-аналитиками – в военной, в том числе военно-технической, военно-политической, военно-правовой и военно-стратегической аналитике, в развед- и контрразвед-аналитике, в других направлениях прикладной аналитики. А ведь именно из таких лиц можно было бы (можно будет) формировать действительно работоспособные сети отечественных аналитических центров – «фабрик мысли» (англ. – «think tanks»; франц. – «groupe de réflexion» или «laboratoire d’idées») (см.: [2]) (рис. 1).
Рис. 1. Сова – символ мудрости, в том числе и в прикладной аналитике [3].
Способны ли мы дать что-то новое и, главное, ценное тому, кто сам уже с неплохим высшим образованием и немалым личным профессиональным опытом в аналитике?
Но обсуждение создания таких программ и проектирование связанных с ними инициатив неминуемо наталкивается на основанный на закономерном скепсисе вопрос принципиального порядка: а вы вообще способны дать что-то новое и, главное, ценное тому, кто сам уже с неплохим высшим образованием и немалым личным профессиональным опытом в аналитике?
Если предлагаются только говорения про жития философов и про их фонтанирования разными текстами, нередко странными, а то и откровенно безумными, то это сегодня никому не нужно из участников СВО.
А что нужно? Необходима надлежащая система подготовки аналитиков в модальности инженерии знаний.
Самый сложный и самый важный вопрос: насколько вообще принципиально возможно создать специализированные образовательные программы по прикладной аналитике для уже состоявшихся, сложившихся аналитиков уровней: майор – подполковник – полковник? Да даже и для уровня генерал-майора? Создать именно что востребованные людьми таких уровней (с таких позиций) программы, эффективно работающие на их интересы и благо, а равно на общее благо, способные их выраженно заинтересовать и существенно интеллектуально обогатить.
Могут ответить про опыт Военной академии Генерального Штаба Вооружённых Сил РФ, где контингент как раз высокопоставленный. Сам опыт – да, в целом, безусловно, ценен. Но мы говорим о продвинутой подготовке в прикладной аналитике, чего там, поговаривают, нет; в отношении же подготовки в правовой аналитике – совершенно точно ответ отрицательный.
Прикладная аналитика – это, говоря образным языком, целая вселенная с колоссальным числом звёздных систем, образно отражающих разные профессиональные предметные отрасли аналитики: правовую аналитику (см.: [4]), государственно-управленческую аналитику (см.: [5]), военную аналитику (см.: [6]), финансовую аналитику, бизнес-аналитику, химическую аналитику, фарм-аналитику, медико-информационную аналитику, развед-аналитику и мн. др. Как правило, профи в одной отрасли аналитики есть никто в другой. Всего знать просто невозможно.
Но мы не случайно образно сравнили отдельную систему отраслевой аналитики с целой звёздной системой (что само по себе – целый мир), ибо и внутри неё насколько много технологий и инструментов, аспектов, контекстов, просто подсистем и уровней (в той же правовой аналитике есть внутреннее деление на множество специализаций-направлений), что вопрос о полной универсальности даже не любого и каждого аналитика, но хотя бы и высококлассного аналитика просто не стоит.
Есть размерности (уровни) сложности прикладной аналитики, аналитических задач (см. рис. 2).
Рис. 2. Если вы – мастер по скоростной или конфигурирующей («пасьянсы» на сторонах) сборке кубика Рубика, из этого вовсе априорно не следует, что вы столь же легко способны обращаться и с условным «икосаэдром Рубика».
Есть ещё множество совершенно разных, хотя и стыкуемых образов-амплуа практиков-аналитиков (аналитик-поисковик, аналитик-дескриптор, аналитик-прескриптор, аналитик-системщик, аналитик-прогнозист (предиктивный аналитик), аналитик-«концептуальный мыслитель», аналитик-критик, аналитик-криптограф, аналитик-архивариус, аналитик-тестировщик и оценщик, аналитик-диагност, аналитик-стратег, аналитик-статистик, аналитик-«траблшутер» («решатель нерешаемых проблем»), аналитик-визуализатор, аналитик-проектировщик-разработчик, аналитик-мультилингвист и др.), а ещё мы можем говорить о «высшем пилотаже» в прикладной аналитике (см.: [7, с. 43–49]).
Чтобы один человек сочетал в себе все такие образы-амплуа – этого не бывает. Но нередко случается, когда один практик-аналитик сочетает в себе несколько таких образов-амплуа, по мере возрастания их числа в активе практика-аналитика его ценность существенно повышается.
А потому даже самый продвинутый в своих направлениях прикладной аналитики практик-аналитик всегда может с интересом отнестись и с энтузиазмом заняться освоением смежных направлений с их специфической инструментально-методологической базой, освоением других образов-амплуа практика-аналитика.
Высшие уровни аналитической квалификации как раз и требуют такой частичной универсализации, тем более – в случае с позицией главного аналитика – руководителя аналитической структуры (организации) или аналитического подразделения (англ. – «chief analytics officer», «senior analyst»).
Роль главного аналитика обретает всё более высокое значение во многих частных компаниях и в органах государственного управления разных государств. Помимо общеаналитических компетентностей ему требуются и специфические компетентности по проектированию, реализации, управлению аналитическим процессом, реализуемым совокупностью других практиков-аналитиков, в том числе он должен обладать стратегическим мышлением и быть способным к оцениванию аналитических процессов и продуктов и мн. др.
Должностная инструкция главного аналитика – это формализация ожиданий работодателя от лица, замещающего должность главного аналитика, и в зависимости от сферы, специфики задач организации наполнение такой инструкции будет различным. Но есть общее: руководитель аналитической структуры (организации), аналитического подразделения или направления (главный аналитик) должен назначаться на соответствующую должность не только за его личные аналитические качества и способности, но и за наличествующие у него аналитико-управленческие качества. Подчеркнём: не за название и величие (реальное или мнимое) должности, которую он ранее замещал, а за его собственное мастерство в аналитической профессии, в том числе за его мастерство аналитического слаживания аналитического подразделения и эффективного руководства им. А это значит, у главного аналитика (лица, замещающего эту должность или претендующего на неё) должен быть немалый личный ценный профессиональный опыт в прикладной аналитике.
Соответственно, можно предположить, что любой высококлассный практик-аналитик готов повысить свою квалификацию в отношении эффективных, реально работающих инструментов и методов аналитического слаживания аналитического подразделения (см.: [8]), поскольку это, как минимум, поможет ему самому в аналитическом слаживании и комплементарном соработничестве с другими практиками-аналитиками, как оптимум – в научении управлять другими практиками-аналитиками.
Да даже в своём направлении продвинутый практик-аналитик всегда может отыскать что-то новое – какие-то новые или усовершенствованные методы или инструменты, ведь результаты исследований (и методология прикладной аналитики здесь не исключение) накапливаются и прогрессируют [9, с. 19]. Согласно Роберту Фолкеру, даже в тех редких случаях, когда конкретная методология используется регулярно, порою слишком часто полагаются только на один или несколько метод, а не на сочетания различных методов. Но ни один метод не подходит для решения совершенно любой проблемы. Необходим набор аналитических инструментов, которые можно применять как по отдельности, так и в сочетании друг с другом [10, с. 14].
Или же продвинутый практик-аналитик может открыть для себя ценные подходы относительно интенсификации и сокращения сроков проведения аналитических работ и подготовки прикладного аналитического продукта.
Время – это наиценнейший ресурс, а плотность и интенсивность аналитического процесса – важнейшие его параметры, обеспечивающие аналитическое превосходство над противником. Неслучайно Джон Бойд писал: «Способность действовать в более быстром темпе или ритме, чем противник, позволяет загнать противника внутрь себя так, что он не может ни оценить, ни уследить за происходящим. Он будет дезориентирован и растерян… Мы должны действовать в более быстром темпе, чем наши противники, или внутри временных шкал наших противников…. Такая активность заставит нас казаться неоднозначными (непредсказуемыми) и тем самым вызовет замешательство и беспорядок среди наших противников» (цит. по: [11]).
Чему учить?
Непрерывное профессиональное обучение и развитие в прикладной аналитике в течение всей карьеры профессионального практика-аналитика, систематическое узнавание им чего-то нового в профессии и освоение каких-то новых методов и инструментариев прикладной аналитики – это сегодня мера должного, необходимое условие эффективной аналитической работы, неотъемлемый элемент аналитической профессии.
Такое профессиональное развитие обеспечивается индивидуализированно подбираемыми и конструируемыми инструктивно-образовательными модулями и траекториями:
– учитывающими уровни квалификации обучающихся высококвалифицированных аналитиков и особенности их профессиональной работы, конкретные целевые их предназначения (под их профессиональное будущее и под потребности государственных органов или частных акторов в аналитическом обеспечении и сопровождении),
– гибкими, масштабируемо-выстраиваемыми и динамически итеративно-адаптируемыми к конкретным (самым нетипичным и сложным, разноприродным) потребностям и запросам обучающихся,
– охватывающими различные методы, техники и инструменты, адаптивно формируя глубокие знания в отношении таковых и практические рекомендации по их задействованию.
Кого станут слушать и будут слышать обучающиеся?
Очень существенная особенность (рождающая реальную проблему), однако, в нашем случае состоит в том, что сложившиеся практики-аналитики, достигшие определённого уровня в аналитическом ремесле и искусстве, обоснованно и логично станут, согласятся слушать лишь, по меньшей мере, равного им, пусть и в иных направлениях прикладной аналитики.
Но к числу таких лиц никогда не относимы те, что с исключительно лишь с пресловутыми «насмотренностью», «наслушанностью» и «только что с интернета начитанностью» выходят в аудиторию, ничего реально собой не представляя и не имея, прежде всего, собственного личного ценного профессионального опыта в прикладной аналитике серьёзного уровня. Здесь не работает способ трансляции просто сторонним педагогом наработок корифеев в аналитике по их учебникам, совершенно определённо необходимо, чтобы педагог сам глубоко профессионально разбирался в прикладной аналитике. В этом отличие высших (продвинутых) уровней подготовки в прикладной аналитике от любого иного образования.
Следует также учитывать, что в подготовке практиков-аналитиков есть немалая часть вещей, которым не учатся и не учат по учебникам и, тем более, видеокурсам. Речь не о фантазиях, с потолка взятых, а о передаче ценного личного реального опыта наставником в прикладной аналитике – обучающимся.
Учёт новейших технологий
Поскольку технологии продолжают развиваться, аналитики должны идти в ногу с новейшими инструментами и платформами. Технические навыки включают глубокое понимание систем управления данными и программного обеспечения для визуализации данных. Аналитики также должны быть знакомы с методами машинного обучения и технологиями больших данных, чтобы расширить свои аналитические возможности [12].
К 2025 году, по оценкам экспертов, объём глобальной дата-сферы, то есть всех сгенерированных данных составит 175 зеттабайт [13, с. 3] (зетта- по СИ означает умножение на 1021 – десять в двадцать первой степени, то есть триллион гигабайт), и без технических средств практикам-аналитикам будет обходиться всё сложнее и сложнее.
Учёт наработок прошлых эпох
Однако не следует считать, что мастерство и искусство прикладного аналитика развивается по нарастающей, уходя всё выше и выше в сравнении с предыдущими эпохами. Мы просто не знаем многого из того, что было в те эпохи и что оказалось утрачено ко дню сегодняшнему.
Яркий пример по аналогии здесь – хранящийся в Музее Фицуильяма при Кембриджском университете (Fitzwilliam Museum, Cambridge) древнеримский армейский складной нож, которому почти две тысячи лет (см. рис. 3), указывающий на реальный высокий уровень развития технологий в те эпохи.
Рис. 3. Древнеримский армейский складной нож, примерно 201 – 300 годы после Р.Х. (Авторский рисунок-реплика с изображения экспоната Музея Фицуильяма).
В конце концов, чего-то аналогичного по величию мысли и фундаментальности «Аналитикам» Аристотеля [14] и по сей день сыскать весьма проблематично, если вообще возможно.
Научно-методологические и инструктивные труды Е.В. Васьковского [15] для правовой аналитики и многих других авторов XIX века для других направлений в прикладной аналитике были, есть и ещё надолго останутся актуальными.
Поэтому в развитии прикладного аналитического мастерства и искусства необходимы не только достраивания новейшими технологиями, но и обращение к прошлому ценному опыту и ценным знаниям прошлых эпох. А это целый гигантский пласт знаний для освоения даже искушённым в своём ремесле практиком-аналитиком.
Вместо заключения
Понятно, что, как писал Билл Фрэнкс, «каждый хороший профессионал в области аналитики – исключение» [16, с. 238]. Так давайте искать и готовить пред-хороших (говоря языком его классификации) профессионалов в прикладной аналитике.
Аналитики – это навигаторы данных, преобразующие сложную информацию в действенные идеи, которые определяют стратегические решения.
Аналитики должны быть гибкими учениками, обладающими разнообразными навыками, которые позволяют им адаптироваться к новым инструментам, методологиям и источникам данных. Распознавание и оттачивание правильных навыков может ускорить карьеру аналитика, гарантируя, что он не только хорошо владеет своей текущей ролью, но и готов к предстоящим достижениям [12].
Реально (не мнимо, не из вежливости и чинопоклонения приписываемо) высокая квалификация в прикладной аналитике даёт значительные преимущества и даже явное превосходство не только перед коллегами, но главное – в отношении противника.
Ведь, как писал Вашингтон Плэтт, хороший аналитик «испытывает чувство удовлетворения от сознания того, что он участвует в деле, которое является буквально одним из самых важных в современном мире. Ещё большее удовлетворение испытывает тот [аналитик], которому удаётся проявлять в своей работе высокое профессиональное мастерство, ибо он понимает, что таких людей имеется не так уж много и что его услуги крайне необходимы» [17, с. 23].
Не стремиться практику-аналитику достичь таких высот в профессии – как говорится: «карьеру – на ветер!»
Литература, источники:
1. Menier C. What To Look For In A Chief Analytics Officer [Что ожидать от главного аналитика] // <https://www.forbes.com/sites/forbestechcouncil/2021/03/24/what-to-look-for-in-a-chief-analytics-officer/?sh=49685eff4a03>. – 24.03.2021.
2. Понкин И.В. § 11.2 «Организация и осуществление подготовки в прикладной аналитике» // Прагматическая аналитика: Монография / Науч. ред. А.И. Агеев; отв. ред. Н.И. Нехорошкин. – М.: Ассоциация развития аналитического потенциала личности, общества и государства («Аналитика»), Евразийский инф.-аналитич. консорциум, Междунар. научно-исслед. институт проблем управления, 2023. – 1067 с. – С. 1027–1034.
3. Рисунок Понкиной Марии Игоревны, 8 лет.
4. Понкин И.В. Правовая аналитика как сердце прикладной юридической деятельности: понятие, видовое многообразие, онтология, особенности подготовки и взгляд в будущее // Юридическая техника (Ежегодник). – 2024. – № 18. – С. 32–36.
5 Понкин И.В. Аналитика в государственном управлении // Информационная аналитика и информационно-аналитические технологии в контексте социального управления: Коллективная монография / Факультет «Социальные и гуманитарные науки» МГТУ имени Н.Э. Баумана, Академия военных наук / Под общ. ред. В.Н. Ремарчука, И.В. Бочарникова. – М.: Экон-Информ, 2024. – 285 с. – С. 44–50.
6. Понкин И.В. Военная аналитика. Военное применение искусственного интеллекта и цифры / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». – М.: Буки Веди, 2022. – 106 с. https://moscou-ecole.ru/ponkin_milit_ai/
7. Понкин И.В. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Изд. 4-е, дополн. и перераб. В 2 т. Т. 1: Прикладная аналитика (Правовая аналитика, государственно-управленческая аналитика, военная аналитика, развед-аналитика, инженерная аналитика, политическая аналитика, бизнес-аналитика) / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». – М.: Буки Веди, 2023. – 500 с. https://moscou-ecole.ru/methodology4-1-2023/
8. Понкин И.В. Аналитическая слаженность аналитического подразделения // Администратор образования. – 2023. – № 23. – С. 67–71.
9. Лонерган Б. Метод в богословии. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. – 400 с.
10. Folker R.D. Intelligence Analysis in Theater Joint Intelligence Centers: An Experiment in Applying Structured Methods [Анализ разведданных в объединённых разведывательных центрах на театре военных действий: Эксперимент по применению структурированных методов] / Occasional Paper Number Seven / Center for Strategic Intelligence Research, Joint Military Intelligence College. – Washington (D.C., USA), 2000. – viii; 45 p.
11. The OODA Loop: How Fighter Pilots Make Fast and Accurate Decisions [Петля OODA: Как пилоты истребителей принимают быстрые и точные решения] // <https://fs.blog/ooda-loop/>.
12. What Skills Does an Analyst Need? [Какие навыки нужны аналитику?] // <https://www.tealhq.com/skills/analyst>.
13. Reinsel D., Gantz J., Rydning J. Data Age 2025. The Digitization of the World From Edge to Core [Эпоха данных 2025. Оцифровка мира от края до ядра], November 2018. – Framingham (MA, USA), 2018. – 28 p. – P. 3.
14. Аристотель. Аналитики первая и вторая. – М.: Госполитиздат, 1952. – 489 с.
15. Васьковскiй Е.В. Цивилистическая методологiя. Ч. I: Учение о толкованiи и примѣненiи гражданскихъ законовъ. – Одесса: Экономическая типографiя, 1901. – xxii; 376 с.
16. Фрэнкс Б. Укрощение больших данных: как извлекать знания из массивов информации с помощью глубокой аналитики: Пер. с англ. А. Баранова. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 352 c.
17. Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки: Основные принципы: Пер. с англ. Е.Б. Пескова / Под ред. А.Ф. Фёдорова. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. – 342 с.
Фото // И.В. Понкин ©