17 июня в рамках XXV Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ–2022) состоялась бизнес-сессия «Кинопроизводство в России: новый этап». Она была организована Roscongress Club и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Приглашенные эксперты обсуждали непростую ситуацию, которая сложилась в отечественной кинематографической отрасли в результате санкционного давления Запада на РФ. В дискуссии участвовали представители правительственных структур, киноиндустриальных ведомств, ведущие российские кинопродюсеры. Модераторами сессии выступали Ольга Жукова, исполнительный директор АПКиТ, и Альберт Рябышев, генеральный директор, продюсер, соучредитель кинокомпании «Р-Медиа».
Одним из главных стал вопрос необходимости государственной поддержки киноиндустрии в новых реалиях. Сессию открыл Сергей Новиков, начальник управления Администрации Президента Российской Федерации по общественным проектам. Он отметил, что по поручению Президента РФ выделяется всё больше и больше средств на интернет-контент: «В начале 2000-х телевидение спасло кинематограф за счет размещения заказов на производство киносериалов. Сейчас это делает интернет. Государство старается поддерживать киноиндустрию, поскольку она является центром формирования смыслов». Кинотеатрам, по его словам, необходимо самостоятельно разрабатывать и предлагать государству проекты-варианты поддержки: «Ретроспектива военных фильмов, киноленты патриотической направленности, льготные цены на билеты для школьников или пенсионеров помогут обеспечить загруженность киносетей. Тогда и фильмы мы правильные показываем, и зрителям делаем хорошо».
Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив, считает, что при текущем разнообразии видов государственной поддержки важно разобраться в ее целях и задачах. По его мнению, представителям киноиндустрии необходимо определить, для чего именно им нужна поддержка, каких элементов не хватает, чтобы начать эффективно двигаться: «Впереди 2023 год, есть 10 млрд рублей. Вопрос в том, сколько проектов и каких будет подано от киноиндустрии. Тут или каждый сам за себя, или представители киноиндустрии объединяются. Второй вариант, на мой взгляд, эффективнее, чем, если каждый будет подавать свой проект. То есть часть заявок должна идти от команд, а часть — от сообщества. И все должны понимать, что поддержку получить возможно».
Алексей Гореславский, генеральный директор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ), в ходе сессии отметил, что необходимо уделять внимание качеству производимого контента: «Государство вкладывается в спрос на киноиндустрию и стимулирует этот спрос так, чтобы он работал. Вопрос – мы с этим спросом справимся? Только по нашей линии в прошлом году было около 700 проектов, из них 100 крупных. Какие-то проекты выйдут в конце текущего года, но большинство из них будут отложены на год, полтора или два».
Марина Белова, заместитель генерального директора «Пятого канала», продюсер, обратила внимание на симбиоз телевидения и видеосервисов, которые не конкурируют друг с другом, а помогают привлекать внимание аудитории к контенту.
Алексей Фурсин, руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы, рассказал, что столичная мэрия решила поддерживать кинопроизводство в части кинопроката, на который пришелся особый удар: «Мы компенсируем затраты в виде кинопрокатной платы за показ отечественного контента в размере 100% с 1 января по 31 мая и в размере 50% с 31 мая до конца года. Так мы сможем поддержать большую часть кинотеатров Москвы. Прием заявок на грант откроется 28 июня».
В ходе сессии эксперты отмечали, что сложившаяся ситуация – это большое окно возможностей для отечественной киноиндустрии. «За последние несколько лет количество создаваемого контента кратно возросло. Мы находимся в ситуации стремительного роста, и сейчас от нас, действительно, ушел конкурент. Поэтому это время возможностей, а пока идет период адаптации, с которым мы справимся», – заявил Федор Соснов, исполнительный директор Фонда Кино. Александр Акопов, соучредитель и генеральный продюсер COSMOS Studio, считает, что в киноиндустрии проблем нет, а анимация сейчас на пике успеха: «Любое хорошее русское кино – патриотическое. Анимации нужна поддержка, чтобы она осталась на своих текущих позициях за рубежом. Она – наше стратегическое оружие сейчас».
Максим Ксензов, генеральный директор Фонда военно-патриотического кино (Военкино), рассказал, что возглавляемая им организация намерена использовать комплексный подход при поддержке кинопроектов. При этом работа будет основываться на «сквозных смыслах, на основании которых будет производиться кино»: «Мы будем стараться создавать систему, которая включает как непосредственное производство кинопроектов, так и формирование среды, которая будет способствовать продвижению проектов и ценностей, поддерживаемых Фондом. В конечном итоге мы рассчитываем на мультипликативный эффект от каждого проекта». Он отметил, что Фонд рассматривает широкую линейку форматов проектов для поддержки. Основное условие – соответствие проектов патриотическим принципам и корректное отображение образа российского военного. Военкино планирует начать отбор проектов текущим летом. Кроме того, в его планах развивать структуру кинотеатральной сети: в частности, выделять поддержку кинозалам в военных частях и военных городках.
Инесса Юрченко, генеральный продюсер кинокомпании «Триикс Медиа», поделилась опытом создания военной драмы «Небо» в сотрудничестве с Министерством обороны РФ: «Небо» – особый фильм, первый фильм о современном герое России. Мы работали с Министерством обороны с этапа написания сценария до сдачи мастер-кассеты. Фильм был создан за два года, к созданию картины было привлечено большое число военных консультантов. И это было очень плодотворное взаимодействие». Инесса Юрченко рассказала, что сейчас в производстве «Триикс Медиа» находится четыре проекта, формирующие положительный образ современного офицера. Это проекты при поддержке Следственного комитета РФ, МВД, Росгвардии и ФСБ.
В ходе сессии было уделено внимание региональному кинопроизводству. Отметим, что АПКиТ совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) уже более пяти лет реализуют проект «Кино России», направленный на создание благоприятных условий для съемок фильмов и сериалов в регионах РФ.
Андрей Никитин, губернатор Новгородской области, подчеркнул, что в возглавляемом им регионе объем поддержки будет наращиваться: «Выделяемый бюджет на систему рибейтов с текущего года увеличивается в 4 раза, процент компенсации затрат на съемки возрастет с 30% до 40%». Кроме того, в Новгородской области работают над развитием местного кинообразования – с сентября запускается учебная программа по технологиям медиаиндустрии при поддержке АПКиТ.
В Калининградской области в 2022 году стартуют выплаты рибейтов на производство музыкальных клипов, в следующем – на рекламу и анимацию, сообщил Андрей Ермак, министр культуры Калининградской области.
Виктор Будилов, генеральный продюсер группы компаний «Гамма», которая активно ведет съемки в регионах РФ, высказал ряд предложений: «Нужно проработать с Минэком и Минфином специальные тарифы, например, на перевозку основного съемочного состава картины, имеющей удостоверение национального фильма. С госкорпорацией «Туризм.рф» обсудить возможность оставлять декорации в регионах как туристические локации. Наконец, важно бросить силы на развитие кинообразования в регионах».
Отметим, что все участники дискуссии были оптимистичны. Так, Владимир Утин прокомментировал последствия смены собственника компании «Леан-М», генеральным директором которого он является. Ранее продюсерский центр был локальным производственным подразделением глобального медиахолдинга Sony Pictures Television. По его словам, у «Леан-М» достаточно ресурсов, для того, чтобы заниматься собственными разработками, финансированием пилотов и даже софинансированием проектов: «Совершенно очевидно, что общий объем заказа на рынке кинопроизводства не снижается, ведь платформы и эфирные каналы продолжают борьбу за зрителя и главное средство этой борьбы – качественный контент. Вместе с тем, открываются новые возможности – мы выходим на новые рынки, заинтересованные в покупке отечественного контента и способные предложить нам собственные форматы».
Сергей Щеглов, генеральный продюсер кинокомпании «Триикс Медиа», считает, что кинематографистам для дальнейшей работы важно узнать «направление движения» от государства: какие темы востребованы и будут получать поддержку в реализации.
Алексей Учитель, режиссер, народный артист РФ, уверен, что «нужно копать грандиозные идеи», которые позволяют конкурировать в любые времена.