Санкционная война против России ставит перед страной много задач, требующих быстрого решения в области импортозамещения. И это касается не только автопрома, гражданской авиации и микроэлектроники. Производство медицинских препаратов — не менее животрепещущая проблема. Но крайне важно в погоне за быстрыми решениями не впасть в другую крайность, доверив решение государственных вопросов непонятно кому. Ведь важно не только то, что делается, но и кто это делает.
Рассмотрим этот вопрос на одном примере. Как пишет издание «Коммерсантъ», не так давно ООО «Промомед Рус», входящее в структуру фармацевтического холдинга «Промомед», принадлежащего бизнесмену Петру Белому, направило заявки на регистрацию сразу семи онкологических препаратов и трех лекарств для терапии ВИЧ. Дело крайне важное и полезное. Но озадачивал один нюанс — до того момента компания специализировалась, главным образом, на производстве антибиотиков и обезболивающих на саранском заводе «Биохимик». Согласитесь — антибиотики и лекарства от ВИЧ, мягко говоря, не одно и то же. Это, как если бы АвтоВАЗ вдруг подал заявки на производство семи моделей авиалайнеров. Самолёты нам, конечно, нужны, но, наверное, стоило бы повнимательнее присмотреться к желающим их производить.
А присмотреться есть к чему. Кусок пирога, вне всякого сомнения, очень жирный. По сообщению издания «Коммерсантъ», как следует из данных Минздрава и Headway Company на закупку онкологических препаратов государство ежегодно тратит более 24 млрд. рублей. В свою очередь госзаказ на лекарства для терапии ВИЧ по подсчетам RNC Pharma превышает 10 миллиардов. Кроме того, ранее группа «Промомед» сумела первой в России получить постоянное регистрационное удостоверение на выпуск препарата от коронавируса «Арепливир». То есть, работает на самых прибыльных и перспективных направлениях.
И в этом бы не было ничего странного и предосудительного — любой коммерсант стремится к такому. Но не за всяким коммерсантом тянется шлейф с неблаговидным запашком. Например, взять тот же «Арепливир». По сообщениям РБК, он является аналогом противовирусного препарата «Фавипиравир», разработанного японской компанией «Fujifilm Holdings Corp» как средство против новых видов гриппа. Вот только японским экспертам доказать, что в борьбе с пандемией COVID-19 он эффективен, не удалось. Как сообщала «Российская газета», в России «Фавипиравир» был зарегистрирован Минздравом «по ускоренной процедуре» в соответствии со специальным правительственным постановлением.
И это не единственное сомнительное достижение компании.
В феврале 2020 года решением Басманного суда Москвы была отправлена в СИЗО Анастасия Алексеева – экс-помощница двух бывших вице-премьеров Аркадия Дворковича и Антона Силуанова: ее обвинили в получении взяток в особо крупном размере. По версии следствия, Алексеева лоббировала интересы крупных фармацевтических предприятий «Промомед Рус», «Р-Фарм» и «ХимРар», от топ-менеджеров которых получала взятки туристическими путевками. За счет коммерсантов от фармацевтики она оттягивалась на пляжах Таиланда и Доминиканы. Общая стоимость ее путешествий составила 4 млн. рублей. Именно эти три компании, заподозренные в подкупе, получили разрешение Минздрава на выпуск лекарств от коронавируса – аналогов зарегистрированного «по ускоренной процедуре» «Фавипиравира». Странное совпадение, не правда ли?
Методы, какими «Промомед» зарабатывает деньги, на наш взгляд, тоже не очень вяжутся с образом «спасителя отечества». Один из самых продаваемых продуктов компании — средства для похудения «Редуксин» и «Редуксин Мет». Основной компонент «Редуксина» — лекарственное средство сибутрамин. По информации издания «Daily Storm», он запрещен к использованию в Европе и США (этот запрет возник после того, как были отмечены случаи сильной зависимости от таблеток, развития истерического невроза, летальных исходов от инфаркта или инсульта, а также суицидов). В России к сибутрамину относятся мягче. Его можно использовать по рецепту врача. При этом лекарственное средство включено в правительственный список сильнодействующих веществ.
Сибутрамин идет в Россию из Китая. Примечательно, что там им торговать тоже запрещено. Но можно производить и продавать в те страны, где он не запрещен. Как сообщает «Daily Storm», акционер и бывший директор «Биохимика» Денис Швецов узнал о большой партии сибутрамина, которая в 2018 году попала на завод из Китая транзитом через Германию. И зачем-то рассказал об этом журналистам на YouTube-канале «Движение». После этого журналисты «Движения» начали требовать от контролирующих органов расследования обстоятельств попадания сибутрамина на завод и его дальнейшей судьбы, однако, как они утверждают, реакции не последовало.
А вот выступление Дениса Швецова последствия имело. Его в скором времени задержали в Москве и под конвоем доставили в Саранск, где ему было предъявлено обвинение в том, что он за год потратил 1,2 млн. из денег завода на тренера по гольфу. Несмотря на то что статья совсем не кажется арестантской, суд был неумолим: заключение под стражу. При продлении ареста следователь огласила информацию по второму эпизоду в деле Швецова: экс-директора обвинили в том, что он списал попавший в ДТП автомобиль «Рено-Логан», а потом продал его за 200 тысяч рублей. А потом еще продал предприятию свой собственный «Мерседес» по завышенной цене. В общем, по совокупности дали Швецову 2 года.
Суммы для таких людей и предприятий, мягко говоря, не гигантские, а вот срок совершенно реальный. Злые языки из числа бизнес-правозащитников, правда, утверждают, что все это последствия корпоративного конфликта Швецова с Белым. Так ли это — предметно утверждать невозможно. Правда, по сообщениям СМИ, еще в 1990-х господин Белый находился в оперативной разработке за валютные махинации. За сбыт ядов криминальным структурам к уголовной ответственности привлекался также компаньон бизнесмена Леонид Ринк – один из разработчиков отравляющего вещества «Новичок», бывший вместе с Белым совладельцем компании «Алламед».
В средствах массовой информации подробно освещалась так же неприглядная история, связанная с производством антибиотика «ванкомицин». После того, как президент и правительство в 2016 году поставили задачу снижения зависимости от зарубежных производителей лекарств, уже летом 2017 года СМИ сообщили о получении на базе «Биохимика» субстанции современного антибиотика «ванкомицин», образец которого был представлен лично президенту России Владимиру Владимировичу Путину. На разработку отечественного аналога сильнодействующего антибиотика, который называют «лекарством последней надежды» — его применяют тогда, когда все остальные антибиотики уже бессильны — из федерального бюджет было выделено около 500 млн. При этом, ванкомицин является антибиотиком прошлого века. Впервые стал применяться в процессе лечения инфекционных заболеваний в 1954 году. Производится во многих странах третьего мира, являясь устаревшей научной разработкой прошлого столетия. Данный препарат не содержит научно-технологической новизны, являясь старым средством решения ограниченного круга инфекционных проблем. Удивительно, что на разработку 1954 года прошлого века потребовалось 500 млн. рублей бюджетных средств. Это с какой жадностью надо любить российские бюджетные деньги и унижать нас россиян игнорируя Законы России!
Соглашение о создании на базе компании «Биохимик» научно-производственного и инжинирингового центра «Антибиотики» было подписано в 2016 году во время визита в Мордовию тогдашней главы Минздрава РФ Вероники Скворцовой.
Летом 2017 года на заводе в Саранске якобы выпустили первую партию лекарства, вот только почему-то в аптеки его так и не завезли, не оказался он и в перечне препаратов, которые производит «Биохимик». В госреестр лекарственных средств препарат, произведенный «Биохимиком», внесли в августе 2018 года, а владельцем регистрационного удостоверения значилась компания «Промомед Рус». Вот только в итоге выяснилось, что фармацевтическая субстанция препарата имеет китайское происхождение, а ее поставщиком в Россию является компания «Livzon Pharmaceutical». Чем-то похоже на то, как любимец всея Руси Анатолий Чубайс представлял Путину «новейшую отечественную разработку» в виде планшета для школьников, продемонстрировав президенту китайский девайс, который можно было купить на «Али» в розницу втрое дешевле.
На что именно владелец холдинга «Промомед» Белый и директор «Биохимика» Денис Швецов, бывший в то время его компаньоном, потратили полмиллиарда рублей – вопрос открытый. При этом нужно иметь в виду, что у «Промомед рус» в качестве единственного учредителя указана кипрская фирма «Промомед холдингс» (ее акционеры — Александр Малинкович и кипрская фирма Neslie Investment). Управляющей компанией группы российской «Промомед холдингс» владеет кипрский офшор Vemour ltd. Единственный его акционер — Пётр Белый, занимающий пост председателя правления ГК «Промомед». То есть, прибыль, получаемая в том числе за счет государственной поддержки, работает не на российскую экономику, а поддерживает экономику Европы, т.е. фактически работает против России.
Может быть, этот препарат настолько уникален, что ради его получения можно закрыть глаза на грешки изготовителя? Но это не так. Беглое изучение вопроса показывает, что ванкомицин варит немалое количество российских фирм. Более того, есть наши реальные отечественные аналоги, а не изготовленные из китайского сырья. Например, курганская компания «Синтез» выпускает запатентованный препарат «Ванкорус» полностью отечественной разработки. И с репутацией у курганцев полный порядок. Получается, что вместо поддержки реального импортозамещения государство поддерживает слегка замаскированный «параллельный импорт», спонсируя китайских производителей? Господин министр здравоохранения Михаил Альбертович Мурашко, где ваши контролирующие сотрудники? Или они работают как Анастасия Алексеева? Невольно закрадывается крамольная мыслишка — а была ли взяточница Алексеева единственным «человечком» ушлых фармацевтов в правительственных структурах? На этот вопрос, думается, должны дать ответ правоохранительные органы и Счетная палата.
И это только те истории с «Промомедом», которые лежат на поверхности. Понятно, что бизнес редко делается в белых перчатках. Но когда на кону стоит здоровье и даже жизни миллионов россиян, очень хочется, чтобы этим занимались люди с более безупречной репутацией. Потому что, согласно официальным сведениям Росздравнадзора об изъятых недоброкачественных лекарственных препаратов, с 2019 года было забраковано и изъято из оборота более 41 серии выпущенных лекарств производства ОАО «Биохимик», среди которых стоит отметить жизненно важные лекарственные антибактериальные препараты и препараты иных групп: Левофлоксацин, Линезолид, Диклофенак, Допамин и другие. При этом размер только одной производственной серии может содержать несколько десятков тысяч упаковок, что в свою очередь может составлять более 50000-100000 флаконов или ампул некачественных препаратов, применяемых на живых и больных людях. Очевидно, что масштаб производства некачественных препаратов на данном заводе может быть существенно выше, так как Росздравнадзор осуществляет лишь избирательный контроль. Не пора ли прокуратуре, следственному комитету и федеральной службе безопасности присмотреться к мнимому импортозамещению в ущерб здоровья россиян? Ведь, наверное, и медицинские учреждения наших силовых ведомств получают этот брак, а добросовестные врачи, выполняя свой долг, применяют эти препараты для наших солдат и офицеров в госпиталях или оказывая первую медицинскую помощь в боевых условиях!